К главной странице

Сайт о творчестве Ольги Качановой

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ
"Мои поющие друзья...
...
Что завтра петь, не знаем сами,
Но исторический роман
Мы между песен написали."

Ольга серьезно существует в жанре авторской песни. Много лет она отстаивает ценности жанра. Своими размышлениями и вполне сложившимся мнением Ольга делится в телевизионных и радиопередачах. На телевидении Казахстана и Киргизстана с успехом неоднократно был показан "Проект Ольги Качановой", в котором автор брала интервью у известных представителей жанра. При этом в 100 кратких беседах она задавала именно те вопросы, которые затрагивают существенные вопросы творчества конкретного автора.

Последние 2 года на казахской радиостанции "NS" еженедельно идет цикл передач "Мои поющие друзья", который автор - Качанова - называет "историческим романом в песнях, который написан всеми нами - теми, кто пишет, слушает и любит авторские песни". Передачи чрезвычайно интересны по-моему тем, что они - не только напрямую об авторской песне, но и о бытии песен и авторов. При этом песенная планета не замыкается рамками русскоязычного мира. В формат передачи органично вписываются и американские исполнители кантри, и французские шансонье. Рассказывать о последних Ольге помогает опыт, приобретенный много лет назад при создании цикла радиопередач о французском шансоне. Если я правильно понимаю, французский шансон (не путать с тем, что сейчас в России почему-то зовут "шансоном"!!) Ольга считает наиболее близким нашей авторской песне.

У меня есть записи нескольких передач (а длительность каждой - около часа), и мне хочется процитировать некоторые. Наверное, нужно учесть, что все же печатный текст отличается от аудиопрочтения. Пришлось отобрать только достаточно завершенные отрывки. В них не будет контекста (а каждая передача имеет свою тему) и авторской интонации. Но все же...



ИЗ РАДИОЦИКЛА "МОИ ПОЮЩИЕ ДРУЗЬЯ", РАДИОСТАНЦИЯ "NS", АВТОР - ОЛЬГА КАЧАНОВА:

Эфир №53, октябрь 2005 года

БУЛАТ ОКУДЖАВА «Песенка о голубом шарике» («Девочка плачет…»)
...

Не задумывались ли вы, почему шарик в песне Булата Окуджавы вернулся и он голубой? Формальной логике сюжет этой песни не поддается, но мы чувствуем, насколько это достоверно поэтически. Хочу предложить вам свое прочтение этой песни. Женщине с детства приходится плакать от разочарований и обид, преодолевать трудности, прощать или не прощать предательство. Но каждый раз она должна иметь силы идти дальше и тогда, накопив в своей душе мужество и мудрость, она будет обладать всем, всем миром в виде голубого шарика. Будет ли у нее время воспользоваться этим богатством? Никто не знает. Но намек на вечность в сюжете мне тоже видится. И, может Булат Шалвович не согласился бы с таким прочтением, но «каждый слышит, как он дышит».
...

Эфир №? ВЕРОНИКА ДОЛИНА «Я сама себя открыла»
...

Крылатые женщины – эта тема очень связана с архетипом жрицы, волшебницы, колдуньи. В этрусский мифологии в виде крылатой женщины изображалась богиня судьбы Нортия. Аврора – богиня утренней зари у римлян и богиня Эос – у греков изображались в виде юных крылатых женщин. В персидских сказках встречается Пери – доброе волшебное существо в образе прекрасной крылатой женщины, охраняющей людей от злых духов. Можно вспомнить еще Гамаюн – из славянских легенд, которую изображают в виде фантастической крылатой женщины-птицы.

И в авторской песне немало крылатых женщин. Вероника Долина, например, летает в стихах также часто, как на самолетах. Обретение крыльев женщиной – о чем свидетельствует этот сюжет? И почему он так притягивает? Опять-таки – свобода и независимость, оторванность от обыденного, которое просто угнетает женскую природу.

Вероника Долина летает не только сама, но и рекомендует это другим женщинам.

Ты полетишь над домом и над дымом,
Ты полетишь над Прагой и над Римом,
И тот еще окажется счастливым,
Кто издали увидит твой полет.


Вероника Долина открыла свою крылатость примерно через семьдесят лет после Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.
Не любишь, не хочешь смотреть?
Ах, как ты красив, проклятый!
А я не могу взлететь,
Хоть с детства была крылатой.

...

Эфир №? НАДЕЖДА СОСНОВСКАЯ «Колыбельная после карнавала»
...

«Колыбельная после карнавала» - одна из немногих песен, про которую я могу сказать: «это про меня». Видимо, это особенность колыбельных песен: ощущение подлинных переживаний за песенной условностью. Поэтому и возникает доверие к поющему колыбельную песню. А за колыбельной – только сон. И это тоже интересная ночная тема. Известно, сновидения вдохновляли многих поэтов и художников. Среди таких счастливцев – Бетховен, Шуман, Рафаэль, Вагнер, Гойя, Лермонтов, Римский-Корсаков. Есть еще несколько авторитетных свидетельств о том, что Пушкину – кстати, в библиотеке Александра Сергеевича наряду с книгами по гаданию был и сонник – не раз «грезились» стихи…
...

Эфир от 16 октября 2005 года ЛЮБОВЬ ЗАХАРЧЕНКО и женские архетипы
...

Песня Булата Окуджавы возвратила нас к возвышенной беседе об основных женских архетипах. Их можно проследить не только в поэзии, но и в шоу-бизнесе. Не говоря уже о советской эстраде. Есть фигуры, которые воспринимаются однозначно, - Людмила Зыкина, например. Внешне мне она напоминает скульптуру «Родина-Мать» в Киеве. В руках у нее поднятый меч, который оказался выше крестов на соборах украинской столицы. Женщина-Воительница. Это архетип амазонки, феминистки, женщины, дерзнувшей помериться силой с мужчиной, отстаивать свои права в сражении…

В греческой мифологии это Афина, которая, по свидетельству очевидцев, была не только равной Зевсу, но иногда и превосходила его. Она покровительствует героям, защищает общественный порядок. В "Одиссее" Гомера ни одно важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она защищает города Греции. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Апполона. Афина - богиня мудрости в житейских и государственных делах. Перечисляя все эти черты богини справедливости и войны, я подумала о лирической героине Любови Захарченко, которая проявляется в ней последние несколько лет. Кто как не она покажет нам архетип воительницы в песнях? Любовь окончила юридический факультет, работала прокурором. Любит керамику, у нее огромная коллекция дымковских игрушек. Что еще? Музыкальна, флейту не изобретала, но в музыкальной школе училась. Волю демонстрирует хотя бы тем, что наотрез отказалась выступать в бард-кафе перед жующими людьми. Взгляд Любови Захарченко на российскую действительность. Песня «Мешали нам». Любовь Захарченко (поет):
«Мешали нам татары, турки, шведы...

Мы - странники пожизненного детства.
Ребенок - он и ангел, и злодей,
Все в ужасе от нашего соседства!
Мы в ужасе от собственных затей...»


...Вы слушали песню Любови Захарченко «Мешали нам». Государственное мышление лирической героини проявляется в самом местоимении «мы». На нас, по мнению автора, лежит ответственность за исторические катаклизмы. Ответственность правителей как-то не обсуждается. Что ж, прокурорский опыт в сочетании с поэтическим взглядом позволяет быть Любови Захарченко особенно проницательной. Думаю, ее песни найдут еще больший отклик в сердцах слушательниц. Ведь именно они по-новому стали смотреть на свою роль в мире. Недавно проведенные в России исследования на тему «самовосприятие женщин» показали, что главное для современной женщины – подчеркнуть свою независимость, продемонстрировать ее всем окружающим и в первую очередь, естественно, оценивающему окружению. Именно этот мотив является доминирующим в поведении современной женщины…»
...

Эфир от 23 октября 2005 года ЛЮБОВЬ ЗАХАРЧЕНКО и женщины, которые летают
...

После того, как Любовь Захарченко ощутила свой размах крыла, она перелетела в Москву из Ростова-на-Дону и встретила мужчину, которому ее крылья не мешают. Более комплиментарных отзывов о своем муже трудно вообразить. Лирическая героиня Любовь Захарченко, да и сама она - в публичных проявлениях очень активны. А женские активные сценарии часто тяготеют к крайностям. И если противостояние полов не в пользу женщины, она привлекает на свою сторону магию. Если женщина – колдунья, то мужчина как бы борется не с ней, а с колдовством. А этим можно прикрыть и ревность соперничества. Вспоминается еврейская пословица: «Мужчины подрезают крылья у женщин, а потом укоряют их, что они не ангелы».

У архетипа, о котором мы говорим, есть отрицательная ипостась – ведьма, колдунья. Ведьма коварна, но способна успешно постоять за себя, она может даже — помочь кому угодно, если это ей выгодно. Ведьма приобщена к народной медицине - обладает тайным знанием о свойствах растений, понимает животных, но главное, ей ведомы тайны природной женской силы. Однако она не вполне этична и служит лишь своим эгоцентрическим целям. Наше сознание вытесняет образ ведьмы. В сказках ведьмы живут вдали от людей, в лесу, на болоте. Нет у них, говоря современным языком, постоянных партнеров среди мужчин, чаще всего нет детей. Мужчин ведьма водит за нос, превращаясь в необыкновенную красавицу. Но вас, уважаемые читатели романа, не обманешь, даже когда прекрасный автор превращается в ведьму. Героиня Любови Захарченко в песне «Ведьмины каникулы» чуть не забыла о своей силе. Но потом собралась с духом, готова к новым приключениям и собирается воспользоваться специальным транспортным средствам. Помело! Если бы женщины могли на нем летать, то в городах не было транспортных пробок. Это я в поддержку песни Любови Захарченко.
Л.З. (поет):
«Я на метле, а впрочем, и на венике,
Давно уж не летаю..."


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ О ЛЮБОВИ ЗАХАРЧЕНКО - на форуме самарских бардов.
©   ЛВ, 2006

Hosted by uCoz